Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирают силу.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.
Основные известные схемы телефонного мошенничества:
1. Случай с родственником
Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям в подобных ситуациях. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место, передать какому-либо человеку, либо перевести на счет (абонентский номер телефона).
2. Розыгрыш призов
На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль (или телефон, или ноутбук и др.). Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, его счет обнуляется! Если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то и выиграть Вы ничего не могли, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!
3. SMS-просьба
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони». И даже когда Вы пополняете счёт и перезваниваете, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже невозможно.
4. Платный код
Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу, или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
5. Штрафные санкции оператора
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
6. Ошибочный перевод средств
Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевели деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все денежные средства.
7. Продажа имущества на интернет-сайтах
При звонке на телефон, размещенный на Интернет-сайтах объявлений (Авито, ФарПост и др.) правонарушитель просит пополнить счет его телефона, либо сообщить Ваши данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.
8. Новая схема телефонного мошенничества «Вишинг»
Одной из распространенных схем киберпреступников в последние годы стал «Вишинг» – это вид мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают Вас предоставлять конфиденциальные данные в «Ваших же собственных интересах», то есть искусственно создается ситуация, требующая помощи специалиста.
Цель мошенников: под любым предлогом извлечь секретную личную информацию о кредитке. Для получения доступа к конфиденциальным данным владельца мнимые помощники используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого «операциониста» банковского сектора.
Во многих случаях в течение дня Вам постоянно начинают звонить на мобильник с незнакомого московского номера, начинающегося на +7495. Звонки с московских номеров обычно настолько настойчивы (иногда до десяти звонков за день), что зачастую люди нервничают и отвечают на них.
Как только Вы отвечаете на звонок, то сразу сообщают важную информацию о возникших проблемах с Вашей картой, например, что она заблокирована, а служба безопасности банка предотвратила попытку несанкционированного списания. Затем звонящий предлагает помощь в сложившейся ситуации, на которую многие соглашаются.
Вас убеждают в срочном решении возникшей ситуации, пока ещё не все деньги украдены. Очень последовательно мошенники стараются получить от нас всю личную информацию о Вашей банковской карте, присылают новые пароли и ПИН коды в СМС-уведомлениях. Успокаивающим голосом «банковские работники» предлагают различные возможные варианты защиты.
Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником не всегда легко, но в любом случае это возможно. Изначально можно поблагодарить за бдительность и узнать должность, инициалы звонившего сотрудника кредитной организации и предпринять попытку дозвониться по горячей линии в Банк.
Использовать для выяснения сложившейся ситуации лучше другой свой номер, потому что на сегодняшний день у вымогателей существуют технологии, позволяющие перенаправлять все последующие звонки на телефонное устройство мошенников.
9. Использование мессенджеров
Участились случаи распространения вируса Mamont, который попадает в Ваш телефон при открывании push-уведомлений смс или фотографии, предлагающие перейти на какой-то сайт, и тем самым Вы открываете доступ к платежным системам своего телефона. Чаще всего злоумышленники направляют файлы, сопровождая их вопросом: «Это ты на видео?», также слово «видео» используется в названии файла. При открытии Вами файла устанавливается приложение с вирусом.
10. Хищения с карт, подключенных к опции бесконтактных платежей
В последнее время очень многие банковские карты достаточно приложить к терминалу, и снять сумму не превышающую 3 тыс. рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено.
Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту у клиента. Если в общественном транспорте поднести устройство к сумке или карману владельца, то средства спишутся. Для этих целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам. Наибольшую выгоду мошенникам приносят махинации через Авито, с помощью которых они получают доступ в онлайн-банк.
11. Взлом аккаунта друга
Люди могут даже не подозревать, что им пишет посторонний человек под видом родственника, друга, с просьбой перевода денег в связи с произошедшим
горем. Таким образом, войдя в доверие, мошенники пытаются украсть Ваши деньги.
12. Мошеннические звонки с неизвестного абонентского номера
• представляются сотрудником оператора сотовой связи, под предлогом продления договора оказания услуг связи;
• представляются сотрудником пенсионного фонда, под предлогом начисления пенсии и постановкой на электронную очередь;
• представляются сотрудником «Страховой компании», под предлогом замены полиса ОМС;
• представляются сотрудником «Почты России», под предлогом получения письма из налоговой службы;
• представляются сотрудником пенсионного фонда, под предлогом перерасчета трудового стажа;
• представляются сотрудником «Энергосбытовой компании», под предлогом замены электрического счетчика;
• представляются сотрудником «Росфинмониторинга», который в ходе разговора сообщает о том, что с банковского счета, оформленного на имя заявителя, мошенники пытаются снять денежные средства. Просят перевести денежные средства на безопасный счет;
• представляются сотрудником социальной службы, под предлогом получения выплаты «Детям войны»;
• представляются сотрудником ФСБ (утечка данных, взятие кредита третьими лицами) и убеждает заявителя перевести денежные средства на неустановленный «безопасный счет»;
• представляются сотрудником сайта «akppstore.ru» (сайт по продаже автозапчастей), под предлогом продажи автозапчастей;
• при рассылке в Телеграмм, Вотсапп, Вконтакте и др., предлагают заработать на бирже (заявитель вносит свои денежные средства, какие-то денежные средства последнему в качестве «заработка» возвращается, в целях склонения к доверию обманным путем, но после более больших вложений в биржу, денежные средства уходят без возврата);
• представляются сотрудником юридической фирмы, под предлогом оказания помощи по возврату потраченных денежных средств на «Бирже»;
• представляются сотрудником Центрального банка, под предлогом получения личных данных заявителя для склонения заявителя перевести денежные средства на безопасный счет;
• представляются следователем (ФСБ, СУ СК, МВД), сообщает об аварии или иных бедствиях, произошедшие с родственником заявителя, в последствии убеждают абонента передать денежные средства курьеру для разрешения «страшной» ситуации (прекращения уголовного дела, оплата медицинских услуг и т.д.);
• представляются сотрудником «Госуслуг» сообщает о подозрительной активности в Вашем личном кабинете;
• общение с мошенником в различных мессенджерах с предложением заработать на маркетплейсах (ОЗОН, ВБ) и выкупить товар с целью дальнейшей получении комиссии;
• представляются сотрудником медицинской организации, в которую возможно вы обращались ранее, под предлогом записи к врачу, и при этом получают от потерпевшего поступивший смс-код на сайте «Госуслуг», впоследствии чего мошенниками будут оформлены кредиты на Ваше имя;
• требование передачи чужого имущества или право на имущество или совершения др.действий имущественного характера (вымогательство) под угрозой распространение сведений позорящих заявителя в сети Интернет.
– сотрудники организаций не делают звонков по мессенджерам Вотсапп, Телеграмм, не сообщают о подозрительных транзакциях (в каждом случае необходимо проверить самому любую поступившую по телефону информацию, путем прямого звонка на горячую линию Банка, посещения МФЦ);
– сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей банковской карты (номер карты, срок её действия, секретный код на оборотной стороне карты), так как у них однозначно имеются эти данные;
– не при каких обстоятельствах не сообщать данные Вашей банковской карты, а так же секретный трехзначный код на оборотной стороне карты;
– хранить пин-код отдельно от карты, ни в коем случае не писать пин-код на самой банковской карте;
– ни под каким предлогом нельзя сообщать пин-код третьим лицам, помните, что только мошенники спрашивают секретные пароли, которые приходят к вам в СМС сообщении от банка;
– остерегаться «телефонных» мошенников, которые пытаются ввести Вас в заблуждение;
– лучше избегать телефонных разговоров с подозрительными людьми, которые представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов или Прокуратуры, не бойтесь прервать разговор, просто кладите трубку;
– никогда не нажимайте на ссылки, поступившие Вам в смс-сообщениях от не совсем близких, хорошо знакомых людей, или в иных Интернет-ресурсах. В данных ссылках может содержаться вирусная программа;
– никогда и никому не сообщайте пароли, и секретные коды, которые приходят вам в СМС сообщении от банка;
– сотрудники банка никогда не попросят вас пройти к банкомату (если вас попросили пройти с банковской картой к банкомату, то это очевидно мошенники);
– вместе с тем, необходимо ответственно подходить к заполнению персональных данных в сети «Интернет», тщательно проверяйте где, и с какой целью Вы вводите серию и номер паспорта, а также номера банковских карт;
– не покупайте в интернет – магазинах товар по явно заниженной стоимости, так как это очевидно мошенники;
– никогда не переводите денежные средства, если просьбу от знакомого получили в социальной сети, возможно мошенники взломали аккаунт Вашего знакомого, сначала свяжитесь с этим человеком и узнайте действительно ли он просит у вас деньги;
– в сети «Интернет» не переходите по ссылкам на неизвестные сайты;
что «Бесплатный сыр только в мышеловке»!
____________________________
Защититесь от мошенников в мессенджерах
Основные правила кибербезопасности, которые сберегут Ваши данные и деньги:
1. Настройте двухфакторную аутентификацию (при попытки входа с незнакомого устройства или передачи прав на аккаунт приложение будет запрашивать пароль, а для восстановления доступа к аккаунту пришлет на вашу почту проверочную информацию).
2. Установите антивирусную программу на устройство с выходом в интернет.
3. Приостановите автоматическую загрузку медиафайлов в настройках мессенджера.
4. Если от коллеги, друга или родственника пришла необычная просьба, свяжитесь с ними любым другим способом и уточните информацию.
5. Не переходите по подозрительным ссылкам.
Информация от УМВД России по Архангельской области